Как считаете, на чьей стороне ваша оферта?
Давайте разберем, как сделать такие документы, которые защитят вас от скандальных клиентов и страшных госорганов.
5 ОШИБОК В ОФЕРТЕ
Оферта — это один из самых удобных способов заключить договор без подписи клиента и быстро получить деньги!
Для того, чтобы сделать его максимально эффективным, важно избегать следующих ошибок:
1. Непонятно, что покупает клиент.
На юридическом языке это называется — стороны не согласовали предмет. Значит, все остальные условия оферты, даже грамотно составленные, не будут применяться к отношениям в случае спора.
И вы, и клиент должны видеть, что покупает клиент. Если у вас один продукт, то все просто, он в оферте прописывается. Если продуктов несколько, опишите их в оферте, и дайте клиенту возможность выбрать нужный. Например, на сайте, в заявке или счете на оплату.
2. Не давать возможность клиенту согласиться с офертой.
На юридическом языке это называется – нет акцепта оферты клиентом. При работе с офертой нужно, чтобы клиент выполнил действие, которое означает, что он принял условия оферты. Такими действиями может быть, к примеру, «галочка-согласие» с условиями пользовательского соглашения на сайте или оплата счета-оферты на услуги.
⠀
3. Не придавать юридическую силу переписке по email и в мессенджерах.
Не всегда в суде можно предъявить электронную переписку как доказательство, а именно там часто бывает самое ценное. Тем самым, можно впустую потратить время и деньги на суд. Советую добавлять в оферту пункт о том, что переписка по email и в мессенджерах имеет силу простой электронной подписи и равнозначна бумажным документам с личными подписями сторон.
⠀
4. Не ограничивать ответственность.
Иногда бывают непредвиденные ситуации, когда вы вне зависимости от своего желания, нарушаете договоренности. В этом случае по закону или даже по договору может оказаться, что вы будете должны клиенту больше, чем он вам. Рекомендую ограничивать ответственность по договору (проценты, неустойки, штрафы, пени) ценой договора.
⠀
5. Не разделять права на интеллектуальную собственность.
Если результат услуги по договору – текст, видео, фотография или другой результат интеллектуальной деятельности, напишите, какие права передаются клиенту: когда и зачем он сможет использоваться продукт. Какие права остаются за вами?
Если клиент передает для работы материалы, охраняемые авторским правом, в оферте должны быть гарантии, что материалы не нарушают чужих прав.
А как у вас появились первые оферта или договор с клиентом: сами составляли, досталась по наследству, взяли в интернете или юрист помог?