Более 20 тысяч человек ежемесячно интересуются тематикой франшиз в русскоязычном Яндексе. Именно столько запросов спрогнозировал Яндекс.Директ по поисковым фразам, включающим в себя слова «Купить франшизу».
Спрос рождает предложение, например, франшиза вейп-шопа с гарантией окупаемости или франшиза веб-студии с гарантией прибыли (по крайней мере, прибыль гарантируется в рекламе) и т.п.
Да, цель любого покупателя франшизы – заработать денег с минимальными рисками. Покупатель хочет получить хороший продукт и понятные шаги к достижению финансовых результатов. Всегда ли он получает желаемое?
Сегодня на рынке можно встретить два типа франшиз:
1) качественные франшизы, с известным брендом (McDonalds, Starbucks, Fit Service, 2GIS). У них крутой продукт, проверенные временем стандарты работы, опытные тренеры, хорошая коммерческая и техническая поддержка своих партнеров.
2) «франшизы-пустышки», с малоизвестным брендом. Бренд франшизы не продает себя сам, как в случае с качественной франшизой. Возможно, у них хороший продукт, но у клиентов нет уверенности в этом. Поддержка партнеров по коммерческим вопросам минимальна. Часто «стартовый пакет» франшизы ограничивается брендбуком и маркетингкитом. Обучение партнеров сводится к краткому пересказу бесплатной информации из Интернета.
На фоне популярности франшиз все больше стартапов начинают масштабировать бизнес по пути франшизы до выхода на доходность хотя бы в 2 миллиона рублей. И, конечно, обещанные в рекламе гарантии прибыли могут оказаться мифом.
Как проверить франшизу перед покупкой
Проверять франшизу перед покупкой нужно с двух позиций:
1. Проверка франшизы по бизнес-показателям
- Узнайте, кто уже купил данную франшизу, пообщайтесь с купившими партнерами, спросите, рекомендуют ли они эту франшизу
- Поговорите с клиентами, поставщиками и сотрудниками продавца франшизы, нравится ли им работать с вашим потенциальным партнером
- Загляните в 2-3 офиса, торговые точки франшизы, лучше в разных городах, понаблюдайте, соблюдаются ли единые стандарты работы
2. Юридическая проверка франшизы перед покупкой
- Посмотрите, когда было зарегистрировано юрлицо франшизы, кто его владельцы на сайте налоговой https://egrul.nalog.ru/
- Узнайте, есть ли у продавца задолженность по налогам и сборам, если есть, выясните причины
- Поищите в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/ , были ли у продавца судебные споры, особенно по франшизе
- Найдите в реестрах товарных знаков на сайте ФИПС http://www1.fips.ru , действительно ли зарегистрирован бренд продавца как товарный знак
Цель каждой проверки – узнать, как можно больше о вашем будущем партнере.
Главный совет покупателю франшизы
Чтобы купить действительно рабочую франшизу, а не «франшизу-пустышку», тщательно проверяйте франшизу перед покупкой. Вернуть деньги за уже купленную «франшизу-пустышку» не всегда возможно.
Что делать, если вы купили «франшизу-пустышку»
Как вернуть деньги за франшизу? Вначале сформулируйте для себя, чего хотите получить от продавца. Подумайте, какие контраргументы приведет франшизодатель. Решите, на какие условия вы готовы пойти. После этого попробуйте решить вопрос в досудебном добровольном порядке.
Если в досудебном порядке не получилось решить вопрос, готовьте документы для подачи иска в суд. Определите стратегию ведения дела в суде в зависимости от условий Вашего договора франшизы и фактически сложившихся обстоятельств.